cand_orel wrote in foto_trip

Categories:

Камбоджа. Байон

Сейчас выложу для затравочки пока одну фотографию, чтобы создать надлежащее впечатление и подобающее настроение, а потом чуть-чуть "попуржу" словами. Потому как Ваше мнение, безусловно, интересно, как и сам возбуждаемый в Вас интерес; но, кроме того, мне же важно изложить и свое настроение, и свои какие-никакие мысли. 

Скажу сразу: "Настоящая экзотика – здесь, в Камбодже!"

Сиам и Индия – не про то…

И всякие там художественные и считающиеся литературными воплощения – от заблудших или что-то путающих авторов, или вообще что-то, придуманное в пыльном кабинете.

Ефремов с его лезвиями и бритвами, Киплинг с книгами джунглей и Мауглями никак у меня не укладываются в сознании с реальными обстоятельствами всего в них происходящего по описанию.

Таиланд – это или новодел, или реставрация былого до внешнего вида новодела.  

А в Индии вообще никому дела нет, по-моему, до поддержания в достойном состоянии легендарных древностей. Взяли к индуистскому храму шивалингамовских времен современный металлический профиль на крышу приладили, а что – экономичненько. (Ну, ладно – чуть-чуть утрирую…)

Но тем не менее…

Так вот в Камбодже все сохраняют или реставрируют к первоначальному виду, что, на мой взгляд, и особенно ценно. Можно конечно говорить, что постройки 13 – 14 века посвежее индийских будут, можно с этим согласиться… Можно. Но я уведу разговор в другую сторону, что 13 век был каким-то переломным пунктом в развитии человеческой цивилизации, везде - во всем мире (это мой такой пунктик в последнее время).

Так вот о современном состоянии древнеисторической ситуации в Камбодже.

Нам эта страна преподносится совсем младшим братом индуистско-буддийского сообщества, представленного турагентствами и средствами массовой дезинформации в интернете. 

Смею возразить! 

Во всей этой субъективной и пристрастной информации "видны уши" меры готовности туриндустрии по предоставлению оплачиваемых услуг путешествующему населению.

Надо признать, что Камбоджа пока не готова предоставить развитую инфраструктуру по выколачиванию валюты из странников и паломников.

В первую очередь этот тезис касается специализированных русскоязычных сайтов по камбоджийскому направлению. Вот хотел освежить перед написанием свои воспоминания, а там – все о каком-то вовсе банальном индуизме и утилитарном буддизме; без зерна или изюминки, или жемчужинки камбоджийских реалий, хронологий и археологий.

А вот обращу Ваше внимание, что в камбоджийских храмах непременными элементами присутствуют змеи (наги, с которыми ассоциируют себя аборигены – типа нашего медведя) и местные породы сфинксов, чего напрочь лишены в таком явном виде индийские и сиамские храмы. Забавна и местная нумерология, почитающая числа 54 и 108 (как наша семерка).

Нет, там в Камбодже - это не трафаретные индуизм и буддизм, тут еще от кхмерских их верований и легенд ноги и корни растут, что и упускают или опускают наши экскурсоводы, включая виртуальных.

Тут, конечно, необходимо хорошо обутой ногой в очередной раз пнуть полутруп отечественного экскурсоведения – он и во всех странах нашего туризма падает, сокращаются время экскурсий, количество посещенных достопримечательностей, да и информативность, и интересность подаваемого материала падают до уровня дилетантов.

Поэтому хорошо бы посетить исторические памятники с местным русскоговорящим экскурсоводом - нам повезло.

Еще один нюансик (или два). Думаю с печалью, что скоро русскоговорящих (как и во всем мире) не останется. Потом, в Камбодже мало взрослых и пожилых камбоджийцев (носителей исторического и вообще знания) осталось – в свое время Пол Пот в процессе кампучийской революции сделал основную ставку на неграмотную и бескультурную молодежь, а взрослых досрочно и срочно отправил к предкам в неимоверных количествах.

Так вот - нам повезло (внезапно вспомнилась вечная его (гида) приговорочка "еб срулай" - ночь любви; по его лингвистическим представлениям весь русский мат произошел от кхмерских обыденных слов поэтической романтики и возвышенной любви).

К еще одной странности моего рассказа… Я не буду в первую очередь об Ангкор-Вате. Он – достаточно попсовое место: площадь - большая, много туристов "входит" - урожайность турбизнеса выше.

Байон, его храм мне ближе; он и роль исключительно культовую и интеллектуальную играл, так как включал собственно храм и библиотеки, мест массового проживания и решения бытовых вопросов мной не отмечено.

И так пошли… Мы на входе в достаточно большой джунглевый парк, окруженный каналом и стеной.

И так о змеях-нагах… Вы, верно, их различили в архитектурной композиции моста.

Да в индуизме и в каких-то тонкостях их космогонии фигурирую наги:

"Каждый из миров Сансары не имеет жестких границ, а больше напоминает самоподобные фрактальные множества. Животные обитают не только на нашей земле, но и в Мировом Океане, окружающем гору Меру. Жителями Мирового Океана, в основном, являются многочисленные змееподобные существа – "наги". Миры богов, так же имеют несколько слоев, расположенных на разных уровнях (уступах) горы Меру, на её вершине и над ней. При этом слои отличаются не только расположением, но своей физической природой. Например, миры богов находящиеся над вершиной Меру состоят не из вещества, а из энергий (вихревых полей), хотя и относятся к мирам желаний (Сансары)" 

Подробнее тут можно почитать http://www.shalagram.ru/knowledge/khmers/khmers.html - очень захватывает под пивко...

Из известного по школьной программе, наверное, мы все еще помним про небесных танцовщиц апсар, в которые неким образом обращаются наги…

Из буддизма же знаем, что Будда после просветления некоторое время все еще находился в медитации, несмотря на погодные условия, а нага Мучалинда закрывал его своим "кобровым" капюшоном от климатических невзгод.

Ну и, конечно, краеугольным камнем индусского мировоззрения возвышается легенда с "пахтанием океана", о котором я вскользь упоминал в своих рассказах о гоанских и индийских похождениях.

Технологически это выглядело так. Исполнители по 54 дэва и асура (суммарно 108 мистических единиц – отсюда и камбоджийская нумерологическая традиция) поочередно перетягивали великого нага Васуки, намотанного на гору Мандару, чем и приводили её во вращательное движение. А гору удерживал сам Вишну, обратившийся временно по совместительству в черепаху Курму, удерживал гору ейным панцирем. Вот так и происходило "пахтание", результатом которого на выходе были полезные божественные дары с приемлемым процентом выхода годных.

Так вот кхмерские легенды – древнее. Короче, они (кхмеры) сами произошли от нагов, в брачный союз с их представительницей вступил индийский принц в месте их нагского проживания в долине их великой реки Меконг. Для последующего их семейного проживания и размножения был даже осушен залив, где все кхмеры теперь проживают. Конечно все произошло не одномоментно и не сразу… Были еще в их истории лунные и солнечные династии, имеющие разные степени родства с нагами… В итоге уже относительно современный король Камбоджи (Нородом Сианук), назначенный для порядка после революции французами в 1993 году имеет корни тех династий и, соответственно, нагов.

И так - мы на этом мосту с нагом и, соответственно, по 54 дэва и асура с каждой стороны.

Теперь все понятно?

Движемся к входу на дорогу к храму Байон:

Уже на этих вратах мы видим призрачные лики, которые нас будут сопровождать все время в прогулке. Ученые-байонисты до сих пор строят предположения, чей лик представлен на барельефах архитектурных сооружений: божественный ли, королевский ли, авторский ли. Пусть спорят, нам они (лики) нравятся без данной конкретики.

А вот внутри – кирпичная кладка – цивильно таки для 13 – 14 века:

А вот дорога к храму:

Оглянемся еще раз на ворота:

Чудно! Чудесно!

А вот - оп, и уже обратный взгляд от храма на ворота (путь-то длинный).

И САМ ХРАМ.

В утренней рассветной дымке, когда еще сами солнечные лучи путаются в ветвях и кронах деревьях, а сонные глаза еще не настроены на быстрое постижение и впитывание этого мира; а мир, в свою очередь представлен контрастными замшелыми камнями древних изваяний, храм кажется нагромождением бесформенных булыжников и умершими руинами. 

Нет, здесь было 54 (!) башни с божественными ликами по четыре с каждой стороны. Приглашаю их поискать… (были, конечно, и мои усилия по редактированию отснятого материала) 

И вот мы у входа.

Оно и тут радует глаз – уже знакомые наги и апсары.

А далее настенные панно по мотивам исторических событий кхмерского эпоса (битва на озере Тонлесап, будет время – я о нем расскажу и покажу, там забавно и интересно) и зарисовки бытовых эпизодов и явлений.

Очевидно, что "картинка" реставрирована, но масштаб полотна восторгает.

Исходное качество, дошедшее до нас конечно позатертее "песками времен".

Хороша, гармонична и эстетична  апсарочка.

Вторгаемся в пределы:

Выглядит все конечно волшебно – эта вечная окаменелая застывшая древность на фоне не менее вечных и наоборот бушующих в движении джунглей, всё погруженное в мистический туман и природного свойства, и ушедшего времени, скрывающего свои секреты и произошедшие события.

И вот внутри…

А солнце уже из-за вершин деревьев достает своим светом башни храма, и это справедливо, что солнце вначале дня нам первым освещает и освящает бога.

А вот Вам опять апсары на галерее. 

И вот мы уже поднялись к божественным ликам, где мы их видим отчетливо, и где они отчетливо уже смотрят на нас.

И это не солнечное освещение и движение светила меняет выражение их лица и убирает временами улыбку с их каменных замерших уст. Это солнце освещает нас перед их очами, отчего и меняется их мимика от взгляда на нас и произведенного нами на них впечатления…

А вот и "вершина" храма и ее чарующие нюансы:

Обращаю Ваше внимание на особенно культовые места храма.

В них размещались божественные сущности. Тут надо сказать, что при всем подчеркивании мирных начал индуизма и буддизма, все-таки религиозные войны здесь были. И проблемы религиозных сущностей в рамках храма (при всем его художественном и аллегорическом соответствии обеим религиям сразу) решались прямой и непосредственной заменой сущностей между собой. Будду – с пьедестала в колодец, а на его место – лингам (извините за выражение – прямо на воротник). Или наоборот, лингам – к лингамам, а Будду - "все вы идёте к истине различными путями, а я стою на перекрестке и ожидаю вас…" (он и в колодце был на пьедестале).

И снова – лики (их же по арифметике - 54 башни, сейчас, правда осталось 37, но по четыре лика - на каждую).

Некоторые милые детали, из разряда "жизнь побеждает камень".

Хотя плесень – тоже жизнь, но мы ее не любим (а Будда любит).

Идем на выход - уже в храм живой природы и живых змей.

Еще остались древние кирпичи – есть простор для реставрации нового мира из первозданного материала прежнего величия.

А вот и Будда.

Красив (в меру эстетического воспитания и осознания духовных ценностей местных иконописцев).

А вот и наг, слегка пострадавший от груза времен и, возможно, участия в "пахтании":

А это уже светлые джунгли, освещенные взошедшим солнцем.

И Будда был тогда, есть сейчас и еще будет.

"То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума"

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.