Израиль. Иерусалим. Улочки
Мы все еще в Иерусалиме! Краткое содержание предыдущих серий - мы вышли из Храма Гроба Господня и планируем телепортироваться к Стене Плача, ибо время нас неумолимо поджимает, намекая уже темным небом о завершении дня и экскурсии, которая реально фактически в самом разгаре.
А вот и витрины (?) магазинов зажглись...
Наполняя мир поэтической лирикой:
"Зажегся свет. Мелькнула тень в окне.
Распахнутая дверь стены касалась.
Плафон качнулся. Но темней вдвойне
тому, кто был внизу, все показалось.
Была почти полночная пора.
Все лампы, фонари — сюда сбежались.
Потом луна вошла в квадрат двора,
и серебро и желтый свет смешались.
Свет засверкал. Намек на сумрак стерт.
Но хоть обрушь прожекторов лавину,
а свет всегда наполовину мертв,
как тот, кто освещен наполовину."
И мы уже с улицы святой Елены двуногими телепортаторами перемещаемся на улицу Shuk ha-Tsaba’im (Шук А-Цабаим по Яндексу), трактуемую историческими хроникам, как рынок красильщиков. И взгляд после этих письменных завитков названий улиц твердо останавливается на родных буквах.
Странная эта история с русским наследием в Иерусалиме и с эти местом в частности. Детектив. Исторический детектив. Исторический политический детектив.
Я уже писал тут заметку о распродаже российских исторических памятников за апельсины. Но тут интрига покруче апельсинов!
Поначалу, как все и всё в дореволюционной России, по словам нынешних историографов, было благостно.
В середине 19 века земли эти были приобретены у коптов под консульство, но не срослось с консульством на этом месте. На этом месте устроили раскопки древностей, в ходе которых "нарыли" старинную стену с Порогом Судных Врат (через них Иисус прошёл на Голгофу), арку храма Адриана и другие фрагменты древних сооружений еще до 8 века родом.
А вот только потом стали строить подворье с учетом этих раритетов и артефактов.
Да еще там некий узкий лаз в стене нашли, якобы он назывался "игольным ушком" и, что библейского верблюда как раз именно в это ушко не могли (или могли?) провести, а не в буквальном смысле швейную иголку применяли.
Так ладно, ближе к детективу, подальше от анекдотов!
Тем не менее в 1917 году революция все-таки случилась, что и привело к упадку подворья.
И тут же за рубежом нашлось руководство Императорского православного палестинского общества, которое худо-бедно до перестроечных времен и существовало под эгидой Русской православной церкви за рубежом.
А потом, как и в материковой России, начались всякие перерегистрации конторы и предприятия, и оказалось все это добро на хозяйстве у немчиков.
И уже в нашем столетии-тысячелетии Медведев и Степашин озадачились воссозданием родного нам Императорского православного палестинского общества. И понеслась свара между этими палестинскими обществами за правообладание.
И вроде бы как миротворческий жест нашего главного вождя по освобождению израильтянки с наркотиками (Девочка с персиками, блин), не остался незамеченным, и Александровское подворье в Иерусалиме стало российским (ура!).
И в этом районе мы где-то свернули к Стене Плача. Видимо это была улица Shuk ha-Katsavim (по яндексовски - Шук А-Кацавим), являющейся в данном случае функционально поименованным рынком мясников.
Вы знаете, я и в первое свое посещение Иерусалима всё время удивлялся, что эти узкие проходики и арочки называются улицами. Как-то это по-детски нереально, какие-то игрушечные пропорции и композиции, какая-то киношная сказочность и сумеречная нереальность.
И эти замысловатые лабиринты, казалось бы, прямых на карте улиц, равномерный и размеренный стук многих шагов и шуршание подошв навевают какое-то поэтическое восприятие города, как гармония рифм звучащего замысловатого запутанного стиха, читаемого тебе городом.
И эти лавки - они только для декорации, в них никто ничего не покупает, потому что - это театральный реквизит длинной и давнишней исторической пьесы, разыгрываемой в этих интерьерах; а жители и вовсе не живут в этих домах, они - приходящие сюда актеры, разыгрывающие нам сцены жизни древнего города.
Стоп! Пришли, прервался стих шагов и ритма города... Дальше - только молиться!