Сегодня расскажу о двух примечательных строениях на Дерибасовской. Первое – широко известный «Пассаж», об истории второго здания я сам узнал только когда начал писать этот очерк.
В переводе с французского слово «passage» означает «проход», в узком смысле - крытую галерею с торговыми точками, подобные имеются также в Москве, Санкт-Петербурге, Милане, Париже и Праге. Г-образная галерея одесского «Пассажа» имеет два выхода, один из них ведет на Дерибасовскую, второй – на Преображенскую (бывшая улица Советской Армии).

Привлекательное с коммерческой точки зрения местечко на углу двух этих улиц присмотрел еще в 1822 году предприниматель Крамарев, построивший здесь доходный дом. Сразу же после окончания строительства в одну из квартир дома Крамарева заселился брат А.С.Пушкина Лев, служивший в Одессе чиновником таможни.
В конце XIX века здание приобрел купец первой гильдии Моисей Менделевич, который снес старое здание и на его месте построил то, что сейчас принято называть торгово-развлекательным центром. Лавки, расположившиеся под его крышей, принадлежали разным хозяевам и продавали все, что только могло понадобиться состоятельной публике – одежду, парфюмерию, деликатесы, ювелирные изделия, посуду, книги, граммофоны и музыкальные инструменты. Здесь же модно было пообедать в ресторане «Эрмитаж», ближе к полуночи превращавшийся в место диких кутежей.

Автором проекта «Пассажа» стал архитектор Лев Влодек. С момента сдачи в эксплуатацию здание было оснащено лифтом, электрическим освещением, а напротив входа на столбе были установлены первые в Одессе электрические часы, ставшие традиционным местом встреч влюбленных парочек.




Среди богатого декора, созданного скульпторами Т.Фишелем и С.Мильманом, можно встретить бога торговли Меркурия с жезлом-кадуцеем, Фортуну с факелом и рогом изобилия, и даже Аполлона в образе молотобойца, будто сошедшего с советских плакатов, прославляющих труд.


Автор этого блога останавливался в гостинице в 2008 году, тогда ее номера поразили меня крайней неухоженностью. Как обстоят там дела сейчас – не знаю.
***
Еще одно здание авторства Льва Влодека находится совсем рядом, по адресу Дерибасовская 29. Это гостиница «Большая Московская», несколько лет назад пережившая коренную реставрацию, которая вызвала в Одессе неоднозначные отклики. Сейчас она выглядит так.

В самом начале ХХ века на волне всеобщего градостроительного бума купцы Дементьев и Васильев выкупили полуразрушенный дом Гааза и задумали построить на этом месте офис своего торгового дома, ввозившего в Российскую империю японские и китайские товары. Пока шло строительство, дела компаньонов пошатнулись, и новостройку превратили в богатый пятиэтажный отель в стиле модерн, украшенный богатой лепниной работы уже известных нам Фишеля и Мильмана.

В 1920-м году в здании разместилась контора «Опродкомгуб», распределявшая в пережившем Гражданскую войну городе топливо и продовольствие. Здесь работал бухгалтером Илья Файнзильберг, известный читающей публике, как Илья Ильф. Подробно описанные в «Золотом теленке» интерьеры учреждения «Геркулес», также располагавшегося в бывшей гостинице, позаимствованы у «Большой Московской».
Современные реконструкторы по архивным материалам смогли воссоздать большую часть утраченного декора, включая украшавшие крышу здания стеклянные шары – их реплики были заказаны в Италии.

Как обычно, в бочку меда вкралась ложка дегтя, и не одна – надстроеные дополнительно этажи мансарды (что поделать, недвижимость в центре Одессы всегда была в цене), а также депрессивный зеленоватый оттенок стен сильно подпортили облик здания и настроение одесской общественности.

Тем не менее, даже в таком образе «Большая Московская» остается одной из ярких достопримечательностей Южной Пальмиры.