swordfish_77 (swordfish_77) wrote in foto_trip,
swordfish_77
swordfish_77
foto_trip

Categories:

Гарпунная пушка в Одессе

Оригинал в моем блоге

В далеком детстве, играя как-то на морском пляже, я увидел идущий в сторону Скадовска странный корабль с высоким полубаком, соединенным с рубкой переходным мостиком. Память ребенка обладает удивительным свойством надолго сохранять образы, поэтому через много лет я сумел определить его тип. Судно было китобойцем.

Оружием советских китобойных судов была 90-мм гарпунная пушка, один экземпляр которой сохранился в одесском Музее морского флота и еще два – в Белгород-Днестровском рыбопромышленном техникуме. Сегодня посмотрим на одесскую пушку, другие довелось увидеть лишь мельком.



Пушка конструктивно повторяет обычные артиллерийские орудия, ее устройство включает в себя ствол с люлькой, затвор и противооткатные механизмы. Основные различия - в снаряде, здесь это почти двухметровый стальной гарпун, заканчивающийся навинченной разрывной гранатой. В случае удачного попадания животное умирало почти мгновенно.



К гарпуну крепился прочный двухсотметровый линь, соединенный с километровым манильским тросом, который разматывался со специальной лебедки на носу китобойца. Дальность выстрела составляла всего 80 метров, судно-охотник подходило к киту почти вплотную. Исход охоты во многом зависел от личных качеств гарпунера, который имел постоянную связь с капитанским мостиком и координировал действия команды.



Первая гарпунная пушка появилась в Норвегии в 1868 году. То, как происходил промысел до ее изобретения, детально описано у Германа Мелвилла в «Моби Дике». Роман основан на реальном случае потопления кашалотом китобойного судна «Эссекс» в 1820 году и дальнейших злоключений его команды в открытом море. Мелвилл узнал о происшествии от сына старпома «Эссекса» Оуэна Чейза, ходившего на другом китобойце, а затем от капитана Джорджа Полларда, с которым встречался лично.

Опасности, поджидавшие команды китобойных вельботов, полностью не исчезли и в XX веке. В 1947 году загарпуненный кашалот у Командорских островов атаковал китобоец «Энтузиаст», через год его собрат нанес повреждения одному из судов флотилии «Слава», в 60-х от удара еще одного раненного кашалота чуть не перевернулся «Циклон».

Первые ограничения на китобойный промысел были введены в середине 70-х, тогда же прекратил существование музей флотилии, располагавшийся в парке Дюковский Сад у Староконного рынка. Его вход украшала арка из челюсти синего кита. Последний рейс советских китобоев состоялся в 1987-м.

Tags: Украина
Subscribe

  • Продолжая рассказ...

    "Моряк в загранплавании вернулся из увольнения позже положенного времени. Его вызывает к себе капитан и требует объяснений. Моряк докладывает: –…

  • Ярко и впечатлительно )

    "Мужик пришел на работу под впечатлением от увиденного и рассказывает коллегам: - Иду по своим делам, прохожу мимо автошколы. Перед входом в нее…

  • Древние надгробия на улицах Москвы, часть 2

    Взято здесь: Древние надгробия на улицах Москвы, часть 2 Продолжаю тему о древних надгробиях на улицах Москвы: встроенные в фундаменты церквей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment