
Источник: https://bepowerback.livejournal.com/76754.html
Однодневный маршрут на карте выглядел так, дорога не длинная и живописная, всего 224 километра, а по пути можно увидеть 2 живописных перевала и Японское море.

Сам Ловецкий перевал ничем не знаменит, но удивляет бесконечность подъема на него и спуска - длина перевала 13 км.

То. что открывается взору по обоим его сторонам, не снимет правдиво ни один фотоаппарат - на такое надо смотреть глазами.


На самом верху делаем остановку посмотреть сугробы. Весь снег от дороги отбрасывают шнековые снегоуборочные машины, зато чуть дальше их высота почти в 2 раза выше человеческого роста.

С перевала открывается потрясающие виды. Такое ощущение, что находишься не на Сахалине, а где-то в Австрии или Швейцарии.


Невельск (старое японское название - Хонто) представляет из себя небольшой городок на юго-западном побережье Японского моря, а по сути это одна улица, идущая вдоль моря, по обеим сторонам которой стоят дома.

В хорошую погоду около Невельска можно увидеть остров Монерон. Сам остров вулканического происхождения и находится в 43 километрах от этого берега. Остров был открыт экспедицией Жака-Франсуа Лаперуза, который тот назвал в честь своего лейтенанта Поля Меро Моннерона. Одна из буков "н" исчезла после присоединения острова к Советскому Союзу в 1946-м. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, поэтому сюда редко ступает нога даже сахалинца, не говоря уже о приезжих.

Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня. Как мы ездили смотреть их, можно прочитать в моем посте: https://bepowerback.livejournal.com/76065.html

Чуть южнее в сторону Горнозаводска сохранилась старая японская дорога, в зимнее время она не чистится и засыпана снегом, но о ее существовании дает о себе знать эти защитные сооружения.

Снега тут прилично. Вот Дима

Потом двинули по западному побережью Сахалина вдоль Японского моря в Холмск. Дорога хорошая, хоть и чищенная, но заснеженная, лучше не гнать. Местным вообще не страшно, привыкли, наверное, обгоняли постоянно.



Иногда в море можно увидеть нефтяные вышки, раньше такое я видел только в документальных фильмах.

И все-та же японская железная дорога, которая на этом участке чистится и используется. По этой фотографии не заметно, но сохранившаяся сеть японских железных дорог имеет более узкую колею. Широкая колея, по всей России 1520 мм, а здесь 1067 мм, которая сохраняется на Сахалине со времён Карафуто. Выглядит очень смешно, как будто пути для трамвая.

Подъезжаем к Холмску, который встречает нас апокалиптичными видами. Мне кажется, тут спокойно можно снимать следующую серию "Безумного макса", причем, ничего не меняя.

Остатки японской промышленности.

Территории нынешнего Холмска располагалось поселение коренных племен айнов, носившее название Маока (Маука) - "холмы, поросшие шиповником". Поэтому при переименовании города название по сути не поменялось.

Весь город находится на холмах и своей типичной застройкой в совокупности с холмами напоминает Мурманск.


Сейчас это в первую очередь портовый город. В городе находятся Сахалинское морское пароходство и два порта: Торговый и Сахалинский Западный морской порт, которые не замерзают зимой. Кроме этого, через Холмск происходит основная связь острова с материком - с 1973 года действует морская железнодорожная переправа через Татарский пролив Холмск - Ванино.

Дорога из Холмска проходит через еще один живописный Холмский перевал (еще известного как Сахалинский), а в посёлке Огоньки соединяется с основной трассой.

Помимо красивейшего пейзажа, это место еще и интересно тем, что здесь велись ожесточенные бои за Холмск во время войны с Японией.

Источник: https://bepowerback.livejournal.com/76754.html