Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in foto_trip,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
foto_trip

Categories:

Заброшенная ракетная часть "Восточная Даль". Отчет о походе в феврале 2017 года

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Заброшенная ракетная часть "Восточная Даль". Отчет о походе в феврале 2017 года
Ленинградская область содержит в себе крепости и военные объекты всех эпох. От самой древней, до прихода Рюрика (крепость Любша 7 века) до самых поздних - советских военных укреплений конца 20 века. Нигде так нельзя настолько полноценно изучать военную историю, как у нас. Вот и отправились мы изучать - заброшенную военную часть противовоздушной обороны " Восточная Даль ", которая в 60-70-е защищала наше ленинградское небо от возможного вторжения. Прогулка оказалась весьма приятной - свежий воздух, дремучий лес, романтичные развалины... а далее - мой фотоотчет.



Путь мы начали от станции Проба, куда попали электричкой от Финляндского вокзала. Это недалеко от города Всеволожска.



Около километра пришлось пройти по унылому шоссе вдоль болота - после чего мы свернули в лес.





Территория патрулируется какими-то людьми на джипе в камуфляже. Они поздоровались с нами и спросили, что мы делаем. Ответил, что гуляем. Они уехали. Видимо, это лесничие, и просто смотрели на нас, нет ли у нас оружия. Дело в том, что здесь лесничество, и охота запрещена.




Отдельно хочу написать про лес, по которому мы шли. Он впечатляет! Совсем рядом с Всеволожском и Петербургом - но очень глухой, и полный зверья! На снежной дороге, где мы шли - сотни следов всех возможных зверей! Их тут - как людей на Невском проспекте! В общем, гулять приятно - чувствуешь погружение в природу.



Сами посмотрите, что на дороге...



А все потому, что проехать сюда нельзя - дорога завалена. И это к лучшему.



Вот и начало территории части.



Будка часового с прорезью для наблюдения за дорогой, а также возможного ведения огня через нее, ежели враг будет упорствовать в желании пройти.



Часть представляла собой дорогу с ответвлениями. Каждое ответвление вело к отдельным ракетным позициям. Там были боксы для техники, горизонтальная шахта для ракеты, хранилище топлива, и какие-то еще помещения. Всего таких ответвлений пять, они однотипные, правда, как пишут, две - ложные. Те, что ближе к входу - в состоянии разрухи, мы пойдем к тем, что дальше, так как там есть, что посмотреть.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (с сайта геокэшинга). Постановлением СМ СССР N 602-369 от 24 марта 1955 года на основе предложенного ОКБ-301 с учетом предложений Министерства авиационной промышленности, Министерства радиотехнической промышленности и Министерства приборостроения задавалась разработка многоканальной зенитно-ракетной системы "Даль" для одновременного наведения 10 ракет на 10 целей. Ракеты, оснащенные головками самонаведения, должны были поражать цели на дальности до 160 км, на высотах 5-20 км при скоростях полета цели 1000-2000 км/ч. Радиолокационные и вычислительные средства системы должны были обеспечить обнаружение целей на дальности порядка 300-400 км, вывод ракет на удаление 12-15 км от цели. Эскизный проект системы должен был быть выполнен во втором квартале 1956 года, опытные образцы изделий в первом квартале 1958 года должны были быть переданы на испытания. Устанавливался срок начала заводских испытаний зенитно-ракетного комплекса - второй квартал 1959 года.

В состав 54 корпуса Войск ПВО страны прикрывавшего Ленинград входило три зенитных ракетных полка оснащенных ЗРК С-200. Каждый полк имел в своем составе по 5 дивизионов. Больше ЗРП такого размера в составе нашей ПВО страны не стали организовывать, по причине их избыточной огневой мощи (стали организовывать бригады по 1-2-3 дивизиона С-200 + дивизион С-125 или С-75).

Размеры и структура этих полков определились тем, что для их размещения были использованы почти построенные позиции, предназначавшиеся для стационарной ЗРС "Даль", которая так и не была принята на вооружение в начале 60-х годов. Воевать в те годы собирались по-крупному, поэтому все сооружения были рассчитаны на применение "кузькиной матери" - в бетоне и под землей было спрятано, все, что только можно спрятать (вплоть до боксов для автомобильной техники).
Отсюда и так удивляющее всех просто невообразимое количество подземных сооружений.

Судя по вышеприведенным данным, комплекс "Даль" так никогда и не был поставлен на боевое дежурство, и через несколько лет построенную стартовую позицию занял обычный ПВО-шный комплекс С-200. Однако, у буржуев встречается совсем другая информация, по их данным "Даль" (Griffin в классификации НАТО) вполне так стояла на дежурстве в конце 50-х - начале 60-х годов.



Первое, что мы смотрим на территории части, прямо у входа - хранилище ракет.



Слева и справа - бетонные цилиндрические бункеры.



Заходим в один из них.





Перегородка посреди бункера.



Второе бетонное убежище - хранилище.



Обращаю сразу внимание на то, что качество и толщина бетона намного ниже, чем у военных сооружений времен Российской Империи. За полвека после революции мы стали как-то слабее на вид...



Какое-то подсобное помещение между бункерами. В нем ничего интересного не было - столы, шкафы, стулья.



Идем к пусковым позициям. Они представляют собой многочисленные бетонные боксы для техники, на которой размещались ракеты.



 Такие позиции называют "ромашками" - потому что они расположены, словно лепестки цветка, вокруг общего центра.



Всего 6 таких штук на позицию, в каждой по 5 отсеков. Итого - 30 ракет на грузовиках. А ромашек было 5, значит - 150 ракет? Но на самом деле скорее всего меньше, так как часть позиций могли быть ложными.



Внутри разруха. Обычно бетон в таких объектах разрушается, когда после оставления части из нее начинают выдергивать проводку и все, что можно сдать на металл.



Меня всегда поражает контраст советских сооружений с теми, что строили в последние годы Российской Империи. Они очень хилые. Случись война - все бы рухнуло тут же. Вложены были огромные деньги, масштабы строительства фантастические - а вот реально обороноспособность могла оказаться совсем не такой, как ожидалось...Хорошо, что войны так и не случилось.



В центре "ромашки" обвалованное мощное бетонное сооружение, замаскированное под холм. Правда, земля давно пооблезала, и все торчит. Внутри оказалось все завалено и разрушено, никуда особо залезть не удалось.



Разруха. Украли все, что можно, и что нельзя.



Необычные двери. Наверно, такая форма лучше выдерживала взрывную волну. За ними лесенка куда-то наверх, но там тупик. Видимо, вела на 2 этаж или на крышу, где есть наблюдательная башенка часового.



Вот такие земляные валы были перед каждой позицией. Это, как мы решили, сделано для того, чтоб огонь при пуске ракет с одной позиции - не мог попасть на другую, чтоб случайные искры не вызвали детонацию других ракет.



Теперь все заброшено. Хорошо, хоть тут все не разрушили, и любители истории, а также просто туристы - могут все изучать и трогать.



 Столбы с колючей проволокой вокруг "ромашки".



Атмосферное такое место...Погружаешься в прошлое, в другой мир...



Чаепитие на территории бывшей советской крепости.



Обратно решили идти другой дорогой, чтоб было интереснее. Эта тропа через лес шла к станции Корнево.



И это был хороший выбор, потому что лес тут еще красивее. Следов присутствия человека в нем нет вообще, дикая природа...



Забор с колючей проволокой вокруг самой воинской части.



Шли по колено в снегу -  и радовались! В Петербурга снега не увидишь. Если он и появится, губернатор Полтавченко его тут же растворит химикатами, всякой солью и прочей дрянью, из-за которой лужи не замерзают даже в -15, а обувь потом разваливается.



Красота! Как же это хорошо, когда дикая природа есть в нескольких десятках километрах от центра города!



Зимняя сказка. Только за городом ее можно увидеть, причем в лесу, где мало ходят.



В общем, место мне понравилось! Правда , заброшенные объекты  особой радости не вызвали. Но природа вокруг них - подарила позитив в двойном размере. А изучить советское наследие было познавательно, так как полезно для общего развития.

-------------


Страница, посвященная нашим туристическим походам:  Туристический клуб "Восемь Врат"
Страница о красивых и интересных местах Ленинградской области:  Петербург для души и тела



Subscribe

  • Андалусия - любимые моменты

    В Андалусию, самый колоритный регион Испании, я мечтал попасть давно. Чудеса света, особая архитектура и культура, прекрасная еда, умеренный климат -…

  • Проспект Свободы в Лиссабоне.

    Проспект Свободы в Лиссабоне – это как Красная площадь в Москве, или как Октябрьская площадь в Минске. Это островок свободы, такое место, где…

  • Лиссабон, его окрестности, пляжи и курортные города.

    Город Лиссабон находится не на берегу океана, а в прекрасной бухте. Рядом с величественным Лиссабоном есть много хороших пляжей. Отправляйтесь на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments