"Железная дорога шипит, везет людей и сделана из железа и матерьялов".
А.П. Чехов
Зубчатые железные дороги (cog railway) совсем не распространены на территории России. Хотя сам принцип - использование зубчатой рельсовой конструкции - реализован, например, на Красноярской ГЭС, и в комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
А вот в Европе и Латинской Америке такие железные дороги довольно популярны. Самая крутая "зубатка" построена в Швейцарии, с уклоном 48%. Ну а путешествуя по Австро-Венгерской империи, мы решили прокатиться по не столь экстремальной, но всё же внушающей уважение дороге Schafbergbahn с уклоном 26%.
Бронирование билетов сделали за день, причем выбрали самый ранний поезд - early bird (дешевле, и народу меньше). Как и всё в Зальцкаммергуте, удовольствие дорогое: 32 евро туда-обратно на одного, дети за полцены.
Отходят поезда со станции в городе St. Wolfgang, расположенном прямо на берегу симпатичного ледникового озера Вольфгангзе. Если ехать со стороны Зальцбурга на машине, озеро придется огибать практически на три четверти, прежде, чем удастся оказаться в нужном городке. Есть и более романтичный путь: с берега на берег можно переправиться на старинном колесном пароходе в окружении лебедей.
Билеты и расписание >>
В окрестностях Санкт-Вольфганга для автомобилистов действует правило "не верь глазам своим". Еще до поездки, я неоднократно читала отзывы, где люди ругали на чем свет стоит систему GPS, которая в этом месте откровенно глючит. Личный опыт это подтвердил. Более того, даже на въезде в город есть круглый знак с аббревиатурой "GPS", перечеркнутой крест-накрест. То есть руководствоваться стоит лишь картой, или просто стараться, чтобы озеро было всё время слева.
Недалеко от железнодорожной станции есть бесплатная стоянка (подозреваю, что "бесплатность" сильно зависит от сезона), а перед посадкой можно оценить погодные условия наверху по двум мониторам. В нашем случае по ним транслировали "молоко" - через плотный туман практически ничего не было видно. Разительный контраст с подножием горы! Но всё равно решили ехать, раз уж мы здесь и с билетами.
Эту зубчатую железную дорогу начала строить в 1892 году местная контора Stern und Hafferl руками итальянских рабочих. Протяженность составила чуть меньше 6 км от озерной базы в Санкт-Вольфганге до вершины горы Шафберг высотой 1783 метра.
Между двумя обычными рельсами на такой дороге находится третий, зубчатый. Вагоны, оборудованные специальным зубчатым колесом, цепляются за него, и таким образом способны одолеть довольно крутые подъемы.
Нам уже доводилось сталкиваться с "зубатками" и в Испании - на горе Монсеррат, и в Будапеште, и на Панамском канале - те самые "мулы" ходят именно по зубчатому рельсу.
Но здешнюю зубчатку Шафбергбан отличали невероятные виды на окрестности. Альпийские луга с коровами, озера, облака на расстоянии вытянутой руки, и всё это под размеренное потряхивание вагона. Двигается поезд не то, чтобы рывками, но совсем не плавно.
Для лучшего обзора садиться лучше по левой стороне, спиной по направлению движения. А на полпути переместиться на правую половину. До вершины - 35 минут.
На конечной станции машинист обошел вагоны, проверил, все ли вышли, и достав абсолютно белую тряпочку, стал полировать свой ненаглядный локомотив.
Мы вышли к смотровой площадке, откуда были обещаны виды на 360°. Да, конечно же знали, что наверху туман, но в тайне надеялись, что он рассеется, пока едем. Надежды не оправдались.
Но можно сказать с полной уверенностью, что туман добавил атмосферности к снимкам поезда и дороги, так что злиться на погоду не имело смысла.
В кассе подтвердили свои места на следующий обратный поезд (это просят делать, даже если есть билеты на руках), а оставшееся до отправления время скоротали в зале ожидания. Туман и не думал рассеиваться.
При езде вниз паровоз шел первым (наверх он толкает вагоны сзади), тормозил резко и стучал колесами особенно рьяно.
Показался встречный поезд - народу в нем было битком, не то, что в нашем - ходи и сиди в вагоне, где хочешь.
В целом, даже если в планы вмешается непогода, ехать стоит ради отличных пейзажей по пути. Как раз тот случай по Жванецкому, когда процесс не то, что важнее результата, но по крайней мере, ни в чем ему не уступает.
Место съемки: Schafberg Cog Railway, Австрия.
Катерина Андреева.
www.andreev.org
Предыдущие серии:
По лоскуткам Австро-Венгерской империи на автомобиле
Однодневный маршрут по Вене
Австрия: Венский Пратер
Словакия: Девин Град
Венгрия: вкусняшки Будапешта
Венгрия: крепость Шюмег
Австрия: рыцари Граца
Словения: Триглавский парк
Австрия: пять пальцев