Кирилл (kirill_moiseev) wrote in foto_trip,
Кирилл
kirill_moiseev
foto_trip

Кострома...Россия: крупнейшая рыночная площадь Европы XVIII века.

Оригинал взят у kirill_moiseev в Кострома...Россия: крупнейшая рыночная площадь Европы XVIII века.
1) В заключительной части мы посетим с вами костромские торговые ряды, где мы стали очевидцами проходящих съёмок одного телефильма а тему Гражданской войны, и Сусанинскую площадь, которая является памятников градостроительной реформы Екатерины II.
IMG_0109.JPG

2) В XVII веке Кострома достигает своего экономического расцвета и становится одним из экономически значимых городов Русского царства. В Костроме возникает большой торговый центр. Сначала торговля велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все торговые лавки, склады и дома были уничтожены, началась генеральная реконструкция Костромы. Так нынешние торговые ряды в Костроме стали образцовым в своём роде памятником градостроительного искусства времени екатерининской городской реформы, о которой писал ещё в серии постов о Ярославле.
IMG_0086.JPG

3) Новые торговые ряды решено было строить из камня: работы начались в 1775 году. В основу был положен «образцовый» проект торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором Карлом фон Клером. В проектировании и возведении сооружений также принимали участие архитекторы С. А. Воротилов, В. П. Стасов, П. И. Фурсов, Н. И. Метлин.
IMG_0079.JPG

4) В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки.
IMG_0092.JPG

5) Строительство началось с Красных торговых рядов, именуемых так же Гостиным двором, под руководством Степана Воротилова в 1789 году. Здание было выстроено в виде замкнутого прямоугольника размером 110х160 м. При возведении корпуса пришлось решать сложную задачу. На предполагаемом месте постройки рядов размещался один из древнейших храмов Костромы: церковь Спаса в Рядах. Первоначально постройка была деревянной, а в 1766 году на её месте воздвигли каменный храм. Архитекторам удалось органично вписать церковь в состав Красных рядов.
IMG_0091.JPG

6) Вот встроенная Церковь Спаса в Рядах в торговые галереи.
IMG_0078.JPG

7) Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами. Строительство шло быстро. В марте 1791 года городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а на 11 заготовлены материалы — всего в корпусе предполагалось разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.
IMG_0080.JPG

8) Здесь наша группа и повстречалась со знакомыми в съёмочной группе по созданию телефильма "Мятеж" режиссёра Сергея Пикалова (создателя сериалов "Не родись красивой" и "Атлантида" с Нелли Уваровой в главной роли) о событиях Ярославского восстания июля 1918 г. Интересно , современный асфальт покрыли соломой , так как тогда ещё мостовая была в начале XX века. Среди известных актёров грядущего многосерийного фильма будет Юрий Чурсин.
IMG_0081.JPG

9) Галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками, витринами служили не только центром оживлённой торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч горожан.
IMG_0082.JPG

10) Архитектор П. И. Фурсов построил во дворе Красных рядов одноэтажные Мелочные ряды, предназначенные для торговли галантереей. Так как Гостиный двор был построен в виде замкнутого прямоугольника с большим внутренним двором, то Мелочные ряды органично вписались в этот внутренний двор и выгодно использовали его площадь, сформировав внутри небольшие торговые «улицы».
IMG_0083.JPG

11)
IMG_0084.JPG

12)
IMG_0093.JPG

13) Полукруглые Квасные ряды и часовня Святетеля Николая Чудотворца 1840-х гг. постройки по проекту архитектора Петра Фурсова.
IMG_0088.JPG

14) Памятник Ивану Сусанину работы скульптора Никиты Лавинского и архитекторов М. П. Бубнова и М. Ф. Марковского., установленный в 1967 году. Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.
"Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа" ( академик Николай Томский, учитель скульптора Лавинского).
IMG_0085.JPG

15) От памятника Ивану Сусанина немного спустимся по Молочной улице, гд есть ещё комплекс торговых рядов. Название своё эта улица получился к концу XIX века, благодаря многочисленным торговкам молоком, сыром и другими молочными продуктами из правобережных селений через Волгу напротив Костромы.
IMG_0089.JPG

16)
IMG_0090.JPG

17)
IMG_0087.JPG

18) Пряничные ряды и Никольская часовня.
IMG_0094.JPG

19) Теперь от торговых рядов пройдём к главной Сусанинской площади города, которая в обиходе костромичей называется "сковородкой". Сама пожарная каланча - памятник эпохи классицизма работы Петра Фурсова, возведённая в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции). Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом. В настоящий момент с 1934 года пожарная каланча является самым высоким сооружением в Костроме после утраты Успенского собора бывшего Костромского кремля.
IMG_0095.JPG

20) Сусанинская площадь (к сожалению, ряд снимков смазаны вышлии именно с изображением основных достопримечательностей города) возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг.
Литератор Павел Сумароков отмечал: "Кострома… расположена на гладкой равнине, при Волге. Строения благовидные, и на всех улицах хорошие мостовые, великая опрятность. Площадь, о которой упомянули, окружена каменными домами, лавками, каланча с фронтоном, колоннами, легкой архитектуры, занимает один её бок, и посредине стоит деревянный, на время, памятник с надписью: «Площадь Сусанина». Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь всех их протяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома — как щеголевато отделанная игрушка.".
IMG_0096.JPG

21) Улица Симановского
IMG_0098.JPG

22) Особняк-терем начала XX века, который принадлежал любителю деревянного зодчества — архитектору Смурову. По словам жителей, оригинальное здание пришло в ветхость и его отстроили заново из кирпича, закрыв сверху деревянной «декорацией».
IMG_0097.JPG

23) Здание детской музыкальной школы им. композитора, дирижёра, педагога Михаила Ипполита-Иванова
IMG_0099.JPG

24) Музыкальная школа находится в здании бывшего доходного дома Третьякова. Комплекс выстроен в развитых формах эклектики на основе купеческой усадьбы Солодовниковых конца XVIII — начала XIX вв. Издалека дома поражают воображение богатством отделки, несвойственным небольшим городам.
IMG_0100.JPG

25)
IMG_0103.JPG

26) Дом на проспекте Текстильщиков, у которого окна подъездов обрамлены колоннами, между которыми стоят скульптуры пионеров.
IMG_0102.JPG

27) В завершение, своеобразный памятник деиндустриализации в Костроме с корпусами бывшей льняной мануфактуры, основанной в 1866 году братьями Третьяковыми и костромскими купцами Коншиным и Кашиным.
IMG_0012.JPG

28) А это - Костромской завод полимерного машиностроения имени Л. Красина.
IMG_0013.JPG

29) Место слияние рек Костромы и Волги. Вот отсюда и вышел путь в 3 км до жд-вокзала, показанный в этих 4 частях о городе, не считая отдельного "города в городе" комплекса Ипатьевского монастыря и музея деревянного зодчества.
IMG_0101.JPG

Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment