lebkatvas (lebkatvas) wrote in foto_trip,
lebkatvas
lebkatvas
foto_trip

Categories:

Главный католический собор Испании

Кафедральный собор Святой Марии - католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно - главным 4 собором в стране. В 1986 г. Толедский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но заслуживает он внимания не только как образец позднеготической средневековой архитектуры, но и как яркий пример испанского католического менталитета.



Собор построен на месте вестготской церкви V-VI  вв. (первое упоминание о ней относятся к 587 г.), которая была переосвещена после перехода вестготского короля Реккареда I  из аринства  в христианство. С этого момента Толедо обрел епископскую кафедру и стал религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании.
После завоевания города мусульманами в 711 г. собор был превращён в мечеть, а кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен, которая до сегодняшнего дня  не сохранилась.
В 1085 г. Толедо был отвоёван у мавров королём Леона и Кастилии Альфонсо VI, при этом одним из условий капитуляции мавров было обещание не преследовать мусульман и сохранить их культовые здания. Однако после восстановления в городе  епископской кафедры (за которой папа римский признал статус примаса) мечеть была переосвящёна как христианский храм, однако вплоть до XIII в. здание собора - бывшей мечети оставалось нетронутым.



После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, ключевой в ходе испанской  Реконкисты, король  Альфонсо VIII пришел к выводу о необходимости  построить в Толедо грандиозное здание нового собора. Однако, лишь после его смерти, уже при короле Фернандо III и толедском архиепископе Хименесе де Рада старое здание собора было разрушено, и началось строительство современного собора, продолжавшееся с 1226 по 1493 гг.



Собор был выстроен в готическом стиле  - изначально под очевидным французским влиянием, однако строительство   затянулись, и уже в процессе возведения храм приобрёл черты национального зодчества  (с вкраплением стилей платереско и мудехар). Специалисты отмечают, что мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок в структуре собора, подчеркивая, что храм напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.



Завершено строительство собора было при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса, прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера -  так в XVI в. собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства. Кардинал Хименес де Сиснерос выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Об этом - чуть ниже.



Кафедральный собор Толедо является одним из крупнейших в Испании: его длина - 120 м, ширина - 60 м, высота — 44 м.
Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г.  и весит 17 тонн.



Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI в. на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.



Собор Святой Марии гордо возвышался над среднивековым городом и представлял собой гордость всех жителей города - истинных католиков. Однако со временем окружающие строения постепенно скрыли истинные размеры собора.
Теперь нужно долго петлять по улочкам исторического центра Толедо, чтобы неожиданно "открыть" для себя Собор, выходя на неровную - в геометрическом отношениии - центральную площдаь, на которой храм соседствует с муниципалитетом.



Неровный рельеф исторического центра Толедо также мешает адекватно оценить грандиозные размеры здания.
Фотографировать собор так, чтобы полностью вместить здание в кадр, также довольно сложно.



Для обзора хорошо открыт лишь западный фасад собора, выходящий на площадь Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города.(представлено ниже).



Собор насчитывает 5 нефов, образованных 88 колонами и 72 сводами.
Главный фасад Толедского собора находится с его западной стороны. Слева от него располагаеться колокольня, состоящая из двух частей: нижняя - квадратная в плане - построена по проекту Альвара Мартинеса, а верхняя - восьмиугольная - создана Ханнекином из Брюсселя.
Главный фасад собора создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он имеет три портала, которые украшены скульптурным декором библейской тематики. Главный портал, расположенный в центре, носит название "Пуэрта-дель-Пердон" ("Ворота прощения"), что связано с поверьем,  будто каждый кающийся, прошедший через  эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.



"Ворота прощения" были созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. Вход в собор оформлен в виде готической арки с шестью архивольтами. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.



Два других портала называются "Ворота Страшного суда" (южный) и "Ворота ада" (северный).На "Воротах страшного суда" изображена сцена Страшного суда", давшая воротам название, а на "Воротах ада" представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название -  "Ворота пальм".



Площадь основного зала собора Толедо составляет больше 7000 м². Главная капелла  собора (Capilla Mayor)  расположена в центральной части собора. Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, которого считают покровителем Христофора Колумба.



Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из лиственницы, раскрашено и позолочено. На его создание ушло шесть лет: оно создавалось с 1498 по 1504 гг. Над созданием ретабло работал целый ряд мастеров, общее руководство которыми осуществляли Энрике Эгас и Педро де Гумьель. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, при этом его широкая центральная расположена над дарохранительницей. Четыре части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты сюжеты, ещё две - более узкие, по бокам ретабло - содержат статуи святых.
Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. В левой части капеллы находится  усыпальница кардинала Педро Мендосы, состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него (автор неизвестен), которая  считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса. В Главной капелле похоронены также короли Альфонсо VII, Санчо III и Санчо VI



Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет, который помогал епископу в управлении епархией.



Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 гг. Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете.



По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначен для высокопоставленных представителей и выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри.



Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.



Нижний ряд составляют деревянные сидения, на которых заседали представители рангом пониже – каноники, -  украшенные рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.



Резные скамьи содержат ихображения  мистических существ и исторических сражений  и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.



Ризница (сакристия) собора построена в конце XVI в. и состоит из нескольких комнат, которые в настоящее время используются как картинная галерея, в экспозиции которой представлены картины Эль Греко, Караваджо, Тициана  и других знаменитых художников.







Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».



Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос  и состоит из 4 помещений (основной зал, две боковые комнаты и входная комната).



Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева.
Все стены заполнены портретами всех толедских архиепископов: от самых первых - до самого последнего.





Капелла Транспаренте находится на задней стороне Главной капеллы и считается шедевром испанского барокко. Капелла была создана в 1729-1732 гг. известным испанским мастером барокко Нирсисо Томе.



Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.



Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы.



Пространство вокруг окна богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.



Сокровищница Толедского собора расположена в северо-западной его части. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.
В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства.







Главным шедевром экспозиции сокровищницы служит гигантская дароносица, созданная в XVI в. ювелиром Энрике Де Арфе, которая имеет 2,5 метра в высоту. Дароносица  состоит из 5 600 деталей, которые скрепляют 12500 винтов; её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантам. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.

Толедский кафедральный собор, сочетающий в себе различные стили испанской архитектуры - от мудехара до Ренессанса - производит очень неоднозначное впечатление, но - грандиозное и праздничное. Различия помещений, представляющих разные аспекты культового средневекового здания, словно переводят от одной идеи христианства к другой.
Величие и даже помпезность помещений и предметов интерьера и культа сочетается с праздничным настроением и своебразной исронией, что особенно заметно в зале капитулов по портертам последних толедских еписковов и в этой замечательной "белой" скульптуре  Девы Марии с младенцем - посмотрите на их  довольные лица, так не сочетающиеся со страдальческими ликами традиционного средневековья...

Адрес  Кафедрального собора: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Вне проведения служб действующий в настоящее время собор работает как музей.
Время работы музея: понедельник -суббота: 10:00 - 18:00, воскресенье: 14:00 - 18:00.
Музей не работают 1 января и 25 декабря.
Вход - 11 EUR.

Tags: Испания
Subscribe

  • Некрополь наваррских королей

    В Нахеру едут обычно не для того, чтобы просто прогуляться по городу. Таких городков в Испании сотни. Основной объект посещения города - монастырь…

  • Нахера

    Бильбао был последним крупным пунктом в путешествии по Стране басков. Поэтому переночевав в Отчьяндео, мы тронулись в обратный путь, в Барселону.…

  • Очандьяно в Стране басков

    В 50 км к юго-востоку от Бильбао находится небольшой баскский городок Очандьяно (исп. Ochandiano, баск. Otxandio). Тут на окраине мы переночевали, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments